ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ «ЛИНГВО-КОУЧИНГ: КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»


СОДЕРЖАНИЕ

Наши мероприятия

ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ «ЛИНГВО-КОУЧИНГ: КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

“Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться” (Тимоти Голви)

Не секрет, что 80% успеха в изучении иностранного языка – это мотивация студента, регулярность занятий и интерес к процессу обучения. Лингво-коучинг – это новое направление в изучении и преподавании иностранных языков, призванное с помощью коучинговых техник сделать изучение иностранных языков более эффективным, быстрым и легким. А главное превратить его в удовольствие!

  • снижение мотивации к регулярной работе
  • нехватка времени для уроков и домашнего задания
  • наличие языкового барьера, страха начать говорить на языке
  • отсутствие возможностей практики, помимо учебного процесса.
Используя навыки, приобретенные на тренинге, преподаватели языка смогут помочь студенту:
  • более осознанно и ответственно подойти к изучению языка
  • четко определить цели изучения иностранного языка, исходя из своих жизненных и профессиональных ценностей
  • разработать долгосрочный и краткосрочные планы изучения языка
  • обрести и длительно сохранять вдохновение и мотивацию к изучению языка
  • учить язык легко, интересно и с удовольствием!

Формат курса: тренинг (2 дня с 10.00 до 18.00)

Целевая аудитория: преподаватели иностранных языков языковых школ

Чему научатся преподаватели в результате прохождения данной программы:
  1. применять в работе навыки элементарного коучинга
  2. использовать базовые инструменты коучинга
  3. при помощи специальных техник создавать и поддерживать высокую мотивацию к изучению языков у своих учеников
  4. помогать своим ученикам преодолевать языковой барьер, временные препятствия и сложности в процессе изучения иностранного языка
  5. навыку формирования уникального предложения для нового клиента школы
  6. применять самокоучинг, благодаря чему менять к лучшему свою личную и профессиональную жизнь

По окончании тренинга у каждого преподавателя будет программа из 7-х базовых коуч-сессий для работы в индивидуальном или групповом формате.

Что получит языковая школа в результате внедрения в учебный процесс коучинговых технологий:
  • Повышение эффективности процесса обучения, что увеличит количество положительных отзывов о Вашей школе, и, следовательно, количество новых клиентов и увеличение дохода.
  • Замотивированный персонал – работодатель заботится о развитии сотрудников, предоставляя возможность получить новый навык, который впоследствии можно развить до новой специальности.
  • Конкурентное преимущество на рынке – коучинг – современная востребованная методика, однако пока еще не широко применяемая в области изучения языков. Новая услуга поможет отстроиться от конкурентов и занять уникальную нишу на рынке услуг языковых школ. ____________________________________________________________________________________

Стоимость обучения 14 000 рублей.
Что входит в стоимость?

После прохождения программы, участники получают Сертификат Международной Ассоциации Коучей и Лингвистов, подтверждающий получение навыка лингво-коучинга.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
  • Знакомство. Основные понятия коучинга. Коуч-позиция. Задачи лингво-коучинга (далее ЛК). Слабые стороны традиционного преподавания языков и преимущества ЛК.
  • Структура коуч-сессии: модель GROW. Методика использования эффективных вопросов для решения проблем у клиента при изучении иностранного языка и изучения языка легко, интересно и с удовольствием.
  • Первая встреча с клиентом/группой и создание метапрограммного профиля клиента. Позитивный опыт изучения языка в прошлом. Поиск эксперта и ролевое моделирование.
  • Построение Колеса языкового баланса.
  • Постановка индивидуальных языковых целей с использованием методики SMART. Взаимосвязь языковых целей с личными и профессиональными целями клиента.
  • Линия времени и техника визуализации «Прогулка в будущее» и видение. Плакат желаний. Важность первых успехов и результатов.
  • Языковой образ себя идеального (медитативная техника).
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА. ВТОРОЙ ДЕНЬ
  • Техника Уолта Диснея для создания «бизнес-плана» по изучению иностранного языка. Индивидуальный план обучения (ИПО).
  • Создание поддерживающей среды и группы поддержки для изучения языка.
  • Техника «Логические уровни» — анализ индивидуальных и уникальных особенностей клиента, выявление барьеров на пути к достижению языковых целей.
  • Мотивация при изучении языка. Внутренняя и внешняя мотивация. Техника «Декартовы координаты».
  • 11 базовых коучинговых компетенций как уровень профессионализма лингво-коуча.
  • Построение языковых занятий в коучинговом формате. Начало занятия и домашнее задание в стиле коучинг.
  • Техника обратной связи. Развивающая обратная связь в ЛК. Мониторинг прогресса. Самокоучинг для преподавателей после занятия.

Марина Щеколдина – тренер Международной ассоциации коучей и лингвистов. Лингвист. Преподаватель английского и немецкого языков. Тренер корпоративных программ по управленческим навыкам и лидерству. Сертифицированный коуч Международного Эриксоновского Университета Коучинга (Канада).

Хотите принять участие в нашем тренинге? Тогда просто нажмите на онлайн-заявку!



Мастер-класс по теме «Коучинговый подход в обучении иностранному языку»
учебно-методический материал по теме

Мастер-класс по теме «Коучинговый подход в обучении иностранному языку»

Вложение Размер
vystuplenie.docx 28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Коучинг в преподавании иностранных языков (Слайд № 1)

По статистике выпускники школ показывают не высокую подготовку к самостоятельному добыванию необходимой информации; средний уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не всегда готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни не успешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Сегодня много говорят о коучинговом образовании с точки зрения совпадения многих позиций с ФГОС 2 поколения, что доказывает актуальность применения коучинга в образовании.

Что дает коучинг и какие требования в образовании, посмотрите как много совпадений. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предусматривает … (слайд № 2). Если посмотреть на коучинг, то он создает такое образовательное пространство как …

Что же такое коучинг? (Слайд № 3)

Как известно, коучингом принято называть особую форму обучения, в ходе которого опытный профессионал – высококвалифицированный специалист в той или иной области — становится наставником более молодого и неопытного сотрудника. Слово coaching – английское, оно переводится как «обучение» или «тренировка». Наверное, именно в силу английских корней самого этого понятия, именно преподаватели английского языка первыми пришли к идее применения методов коучинга для обучения иностранным языкам.

Коуч (партнер, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.

Сутью коучинга является потенциал личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит. Тимоти Голви (основоположник коучинга) считает, что коучинг опирается на умение человека учиться самому, думать самому и действовать творчески.

Основа коучинга — это отсутствие советов, отсутствие критики, опора на факты и доверие к себе и партнеру. (Слайд № 6)

В чем особенности этого метода?

Почти неизвестный в России еще несколько лет назад Коучинг сегодня – одна из наиболее быстро и активно развивающихся образовательных практик, нацеленных на развитие творческих и мыслительных возможностей. Подробности различных методов и подходов можно узнать на сайте rucubes.com . (Слайд № 7)

«Коучи» или тренеры, владеющие этой методикой, ставят своей целью не просто обучение слушателей тем или иным навыкам или передачу тех или иных знаний. Они стремятся раскрыть внутренние резервы или даже внутреннюю энергию своих учеников, направить ее вектора в правильное русло. Иногда даже приходится слышать, что основным направлением методики коучинга является реализация такого сценария, при котором раздвигаются границы привычного, учащиеся учатся смотреть на многие вещи под кардинально новым углом, получая возможность отодвинуть стандартные и привычные подходы к преподаванию иностранных языков.

По новым методам, учитель иностранного языка, как и опытный коуч, в работе с учеником использует различные программы и подходы и применяет специально разработанный психологический инструмент.

При взаимодействии с обучающимися учитель может использовать 5 принципов Милтона Эриксона (слайд № 9).

Существует много инструментов коучинга: открытые и закрытые вопросы, колесо развития, модель Т, шкала оценивания, пирамида логических уравнений или пирамида Дилтса, Модель GROW в коучинге и многие другие.

Давайте рассмотрим несколько инструментов коучинга, которые можно использовать на уроках иностранного языка.

  1. Открытые и закрытые вопросы. (слайд №11).

В устной речи, при повторении лексики, при работе с текстом мы уже давно используем методику открытых вопросов , в иностранных языках мы их называем специальные вопросы. Открытый вопрос — это вопрос, требующий разъяснения. Открытые типы вопросов в иностранном языке позволяют дать описание или выразить мнение, и поэтому более полезны для получения информации.

Закрытыми называются такие типы вопросов, которые требуют ответа вида «да/нет», «верно/неверно», т. е это односложный ответ.

В обычной жизни, на уроках мы, как правило, задаем наводящий вопрос «Это все что ты хотел сказать?» Это открытый вопрос, который в коучинге не задают, следует задать вопрос, требующий более глубокого дополнения – «Что ты можешь еще сказать?», тем самым стимулируя ученика ответить как можно подробнее, глубже, показать весь свой потенциал, все свои знания.

  1. Следующий инструмент коучинга — модель –Т (слайд №12).

Модель Т используется для более четкой конкретизации цели. Т- модель в коучинге можно условно разделить на две системы вопросов: вопросы расширения (т.е. задается много вопросов, а потом фокусировка или сужение , т.е. выбирается только один вопрос – самый интересный, содержательный, т.е. происходит поиск уникального решения.

Слово «проблема» в коучинге нет, оно заменяется на слово «задача». А ее можно всегда решить.

Давайте поработаем в группах по 4 человека. Возьмите ручки и давайте с вами вместе апробируем модель Т. Выбираем тему исследования. Например, сегодня это работа с текстом. Возьмите текст и просмотрите его. Я думаю, вы готовы.

Ваша задача: вы должны задать каждый по вопросу. Сколько человек в группе, столько и вопросов. Но помните, что время ограничено. Фиксируем все вопросы (т.е создаем расширение). Затем выбираем наиболее интересный, ценный вопрос, чтобы задать его другой группе (т. е происходит сужение).

Как еще можно использовать модель Т?

Например, когда выбираете тему для исследования. Дается список для выбора темы и по модели-Т выбираем самую интересную тему с нашей точки зрения . (слайд № 13).

Это можно сравнить с методом «Китайское меню».

Когда поставлена цель. То можно начинать с 4 вопросов планирования. (слайд № 15-16).

  1. Рассмотрим следующий инструмент коучинга – «Колесо развития». ( слайд № 16).

Этот инструмент коучинга можно использовать на заключительном этапе пройденной темы. «Колесо развития» позволяет быстро увидеть и оценить уровень владения знаниями по конкретной теме и спланировать работу над пробелами в знаниях. Я вам предлагаю поработать всем вместе . Например, проверить свои знания по теме Великобритания. Перед вами «Колесо развития». Ваша задача: ответить на вопросы и оценить свои знания по данной теме по 5-бальной шкале. Итак, начнем. (Вопросы для учителей).

Теперь вы видите, как хорошо вы знаете данную тему, и в тоже время, на что надо обратить внимание, чтобы устранить пробелы в знаниях.

Мы рассмотрели несколько инструментов коучинга, которые можно использовать на уроках иностранного языка. Они не сложные в использовании и занимают минимум времени.

Коучинговый подход делает обучение не обязанностью, а удовольствием.

За счет чего? – За счет экономии времени, ресурсов, физических сил.

Что появляется в вашей жизни и жизни учеников? – Отдых, творчество, любимые увлечения, эмоциональное равновесие, уверенность в себе.



Коучинговый подход в обучении английскому языку

Модные новые слова «коуч» и «коучинг» у всех давно на слуху и для многих означают поддержку, либо контроль спортивных достижений. Так и есть, хотя на сегодня эти понятия выходят далеко за пределы занятий и обучения спорту. Коучинг также – это современный подход (технология) к развитию человека, его личности. Это совокупность методов и тактик, помогающих раскрыть таланты, скрытые возможности обучаемых, помочь им выстроить правильные цели и мотиваторы. И так же, как и в спорте, коучинг в любом другом обучении помогает настроить человека на нужный лад для достижения наивысших результатов.

В современных условиях работы преподаватели английского языка часто сталкиваются с проблемой постановки правильных целей у студента, преодоления языкового барьера, психологических предубеждений, веры в себя и свои возможности. Следовательно, учитель зачастую выступает не только носителем информации об английском языке и тем, кто может ее доступно объяснить, но и таким специалистом, который способен найти тонкий подход к каждому учащемуся, уделить время постановкам индивидуальных задач и объяснить стратегию их достижения. Как работает техника, читайте в бестселлере предшественника коучинга Timothy Gallaway.

Лингво-коуч (language coach/learner coach) – языковой консультант, который способен мобилизовать внутренний потенциал студента и оптимизировать время его обучения. Для этой цели он может задавать уточняющие вопросы. Например,

  1. What do you want from these classes in the long-term?
  2. What do you need from these classes in the long-term?
  3. What do you need right now?
  4. What do you want right now?
  5. How do you think we should begin then?

В результате большинство преподавателей, работающих лингво-консультантами, выступают в двойной роли: language teacher и life coach.

Какие основные принципы работы лингво-коуча?

  • языковой коучинг включает идею всецелого принятия ученика как личности: его слабых и сильных сторон, уважение его индивидуальности, интересов, взглядов и увлечений;
  • данный подход позволяет быстрее и эффективнее развить коммуникативную компетенцию учащегося, делая основной акцент на речевой деятельности;
  • в ходе языкового коуч-обучения активизируются когнитивные процессы, что подразумевает необходимость у студента иметь хорошо развитую не только слуховую, но и зрительную память;
  • предыдущий компонент напрямую связан с мотивацией ученика и способами ее активации со стороны коуча
  • интересно, что педагог может работать лингво-коучем без особого дополнительного образования, используя опыт работы и знания из разных сфер, таких как: психология, маркетинг, социология, культурология, физиогномика и т.д.;
  • лингво-коуч не выступает в роли репетитора, который «навязывает» свои знания и опыт, а всевозможными методами извлекает знания и опыт самого учащегося;
  • ответственность за принятие решений и за результат лежит на самом студенте, ведь лингво-коуч выступает только тем, кто направляет (модератор), а не заставляет или указывает путь к успеху;
  • в процессе обучения языковой тренер не просто объясняет материал, но и находит наиболее эффективные способы его отработки. Студент не просто учит язык, он «учится учиться» в самые короткие сроки, с наименьшими усилиями, кроме того, что самое важное!, студент получает удовольствие от процесса обучения английскому языку;
  • лингво-коучинг подразумевает индивидуальный подход и постановку индивидуальных целей работы, соответственно наиболее эффективными являются индивидуальные занятия face-to-face; несмотря на это, многие считают, что работать лингво-консультантом можно и в мини-группах, и online.

Как стать языковым коучем и нужно ли?

Интересен тот факт, что несмотря на существование Международной федерации коучинга, на данный момент не существует регламентированных правил в построении коучингового подхода, нет до сих пор его запатентованной методики. Поэтому, чтоб стать языковым коучем, понадобится некоторое время, практика, опыт, хорошая интуиция и знание целевой аудитории. Вероятнее, коучинг как новшество и изюминка подойдет тем, кто уже наработал свою клиентскую базу, кто знаком с потребностями и интересами студентов английского языка, знает, чем можно их заинтересовать и какие у них страхи и слабые стороны в обучении. Преподаватели, имеющие сертификаты CELTA и DELTA, уже знакомы с таким подходом и могут смело развиваться как лингво-консультанты, другое дело, что студенты могут в этом не нуждаться. Следует помнить, что всегда будет группа студентов, желающих учиться «по старинке». Подробнее о разницу между преподаванием и коучингом читайте по ссылке.

Как репетитор вы всегда будете лидером, как коуч – партнером, помощником.
Кем хотят видеть вас ваши студенты? А вы сами?



Коучинг технология в преподавании иностранному языку

Предпросмотр страницы №1

Коучинг технология при обучении английскому языку.

Само понятие «коучинг» появилось не так давно и стало уже очень модным в употреблении, если речь идёт о каком либо обучении, обучение это в образовательной организации или обучение п компании сотрудников. Коучинг (от английского слова coaching – тренировки, обучение) – особый вид занятий. Это обучение не в общепринятом смысле этого слова, а скорее консультирование. Это искусство преподавателя (тренера, наставника) максимально задействовать личностный потенциал ученика, тем самым повысить эффективность обучения и получить оптимальный результат. Коучинг успешно применяют в разных сферах, в том числе и для изучения английского языка.

Коучинг-технология обучения английскому языку основана на принципах:

— Панорамность. Структура языка подается в виде схем и таблиц – так называемой «панорамной карты». Легко, просто и наглядно изложена грамматика. Для освоения новых слов используется «панорама ассоциаций».

— Практика. Большая часть времени посвящена совершенствованию коммуникативных навыков с помощью ролевых постановок, игр и упражнений. Постоянное общение и взаимодействие обеспечено!

— Динамика. Занятия проходят в яркой, динамичной, эмоциональной атмосфере — скучно не бывает!

Коучинг может быть как индивидуальный, так и групповой.

Четыре основные этапа коучинга:

— постановка стратегической цели;

— определение реального уровня знаний;

— выстраивание стратегии достижения цели;

Все занятия коучинга сфокусированы на движении к цели.

Основная задача коучинга – сделать процесс обучения легким, приятным и эффективным. Для этого педагог индивидуально подбирает методы обучения, комбинирует различные инструменты в развитии практических навыков. Коучинг учит не просто говорить, а мыслить на английском языке, что помогает избавиться от языкового барьера.

Задача педагога-тренера – выбрать нужное направление развития навыков ученика, повысить мотивацию, активизировать память, внимание и резервные возможности. Он использует определенные методы и приемы, позволяющие добиться максимальной концентрации внимания и лучшего усвоения учебного материала.

Каждое занятие начинается с обсуждения усвоенного материала, выявления «слабых» мест. Во время обучения разрешается говорить не только на английском языке, так как уровень владения языком может отличаться, но максимально на языке.

Несколько слов хочется сказать об отличии коучинг технологии от обычного преподавания. В традиционной системе вам дают информацию, переработанную уже кем-то другим и заточенную именно под этого человека, и вам приходится перенимать вместе со знанием еще и ход мыслей этого человека, его предпочтения и его предубеждения, что зачастую не совпадает с вашими. Обучение в стиле коучинг позволяет воспринимать и осваивать английский язык индивидуальными, свойственными только вам способами, что гарантирует качество и надежность.



Использование коучинг-метода в обучении английскому языку в начальной школе

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер-класс учителей английского языка МАОУ «СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Калининой Елены Викторовны Коваленко Юлии Викторовны L/O/G/O

Тема: «Использование коучинг-метода в обучении английскому языку в начальной школе»

Цель: представление приемов, способов использования коучинг-метода на уроках английского языка

Задачи Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя; познакомить с понятием «педагогический коучинг», методами и приемами использования коучинг-метода; оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач и формировании навыков использования коуч — метода;

Актуальность: необходимость введения новых форм развития и обучения детей, соответствующих требованиям времени , концепции личностно-ориентированного обучения.

Коммуникативные и организаторские умения Способность и прогнозировать и проектировать свою учебную деятельность и деятельность других Ставить цели и достигать успеха (результата) Работать в команде, быстро принимать решения в проблемной ситуации Педагогический коучинг Эффективно управлять временем, анализировать и структурировать информацию Преодолевать конфликты, ориентироваться на собственные успехи и сильные стороны других

партнерство раскрытие потенциала результат

Проблемы Как повысить мотивацию, эффективность и качество освоения школьниками программы? Как раскрыть и развить потенциал ребенка, создать благоприятные условия для реализации его природных способностей? Как научить ребенка быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, умению налаживать эффективные коммуникации с разными людьми?

Типы коучинга проблемный урок урок-визуализация урок с заранее запланированными ошибками урок-пресс-конференция урок-беседа урок-дискуссия

СТРУКТУРА УРОКА СТРУКТУРА КОУЧ-СЕССИИ Контакт с классом Создание доверительных отношений Формулирование целей урока Определение цели. Формат конечного результата Тема урока (изучение нового материала, выработка навыка, обобщение и систематизация и др.) Создание опыта. Анализ возможностей и ресурсов Рефлексия Спасибо за урок! Итоги. Ценность. Благодарность.

Воображаемая ситуация «Времена года» с составлением семантической карты

Р — Расстановка целей — Что ты хочешь? О — Окружающая реальность — Как ты можешь достичь цели? С — Список возможностей — Что ты можешь? Почему это важно? Т — Твоя воля — Что ты будешь делать? Как ты узнаешь, что достиг результата? Основные вопросы коучинга:

Клише- опора It is has got……. can wear a .

Коучинг создает необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить подходы к решению проблем, устанавливать контакты, слушать, сотрудничать, вступать в общение. позволяет обеспечить активное обучение в процессе не только получения, но и использования знаний. способствует развитию творческих способностей обучающихся. дает возможность преподавателю создать положительный микроклимат в группе. помогает каждому обучающемуся вносить свой вклад в общий результат работы. формирует новый опыт через теоретическое осмысление и применение.

Благодарим за внимание! L/O/G/O

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • Коваленко Юлия ВикторовнаНаписать 1453 25.10.2016

Номер материала: ДБ-289159

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    25.10.2016 1395
    25.10.2016 739
    25.10.2016 1505
    25.10.2016 504
    25.10.2016 215
    25.10.2016 478
    25.10.2016 1110

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.



Технология коучинга, как эффективная составляющая процесса обучения английскому языку.

Данная статья о личном опыте исследования и применения технологии коучинга в обучении. Применение технологии коучинга может помочь ученикам стать активными участниками образовательного процесса и осознано относиться к учебе, как к деятельности, которая имеет значение лично для каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Технология коучинга, как эффективная составляющая процесса обучения английскому языку.»

учитель английского языка, МБОУ СОШ № 25

ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА

ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: о применении технологии коучинга, как консультативной поддержки и помощи в становлении учащихся активными и осознанными участниками образовательного процесса.

Abstract: the application of the techniques of coaching. Advisory support and assistance to students in becoming active and conscious participants in the educational process.

Ключевые слова: коучинг, технология, образовательный процесс

Keywords: coaching, technology, educational process

Есть одно качество,

которым требуется обладать,

и это определенность цели, знание,

чего человек хочет,

и жгучее желание достигнуть этого.

Известный факт, что высота результатов освоения учебной программы школьником во многом зависит от того, насколько высока его мотивация к обучению, насколько высоко его желание учиться и применять все свои способности для обучения. Наблюдая за учебной деятельностью учащихся, нельзя не заметить, что за период обучения их отношение к учебной деятельности меняется, причем в худшую сторону, особенно это касается учащихся среднего звена, т.е. тогда когда начинается переходный возраст. Посещение школы превращается, в лучшем случае, в возможность пообщаться с одноклассниками, а учебно-познавательная деятельность в тяжелую рутину. Применение технологии коучинга может помочь ученикам стать активными участниками образовательного процесса и осознано относиться к учебе, как к деятельности, которая имеет значение лично для каждого ученика. Конечно, есть учащиеся, которые осознают значимость обучения и находят в этом личностный смысл, то с помощью технологии коучинга такие ученики достигнут еще больших результатов.

В переводе с английского «Сoaching» (Коучинг) означает наставление, воодушевление, тренерство.

В отечественном образовании современная реформа предполагает следующие направления: содержательно, организационное и процессуальное. Если первых два направления определены нормативными документами, то процессуальное полностью зависит от деятельности учителя от его стиля и способов взаимодействия с учениками.

Что же касается требований в подготовке учеников, выдвигаемыми ФГОС то здесь выделяется три основных группы: личностные, метапредметные, предметные. Как раз коучинг это одна из технологий, которая может помочь реализовать требования ФГОС.

Основной задачей при использовании технологии коучинга, является поддержание у учащихся уверенности в себе, формирование соответствующей самооценки и осознанности процесса обучения. И если в результате ученики приходят искреннему пониманию ответственности за свою учебу для достижения целей, которые они сами себе ставят, то можно считать, что результат технологии коучинга достигнут.

Для того чтобы ученик мог сам определить себе цели, к которым он будет стремиться, нужно проводить с ним соответствующую работу, которая научит его ставить цели, планировать, и достигать поставленные цели и задачи. В старших классах необходимо обращать внимание на промежуточные результаты, для этого нужно выполнять постоянный мониторинг процесса обучения, его промежуточных целей и промежуточных результатов. Во время каждого мониторинга учащийся должен научиться отвечать на вопросы: 1.Достиг ли цели на данном этапе? 2. Что было изменено в плане и почему? 3. Что я буду делать теперь по-другому? И т.д.

Одним из важных моментов применения технологии коучинга является, то что ученик должен научиться относиться к своим ошибкам как к опыту, который поможет лучшим образом овладеть знаниями и позволит углубить их. Как уже было сказано выше, деятельность учащихся будет результативной лишь в том случае, если они будут ответственны за результаты своей учебы. Для этого необходимо совместное с учениками планирование учебного процесса, где будут обозначены цели, которые необходимо достигнуть. Таким образом, при планировании учащиеся должны знать, как ответить на следующие вопросы:

Что мне нужно достигнуть?

Зачем мне это нужно?

Как это будет выглядеть?

Как я пойму, что достиг нужного результата?

Когда я должен начать заниматься решением вопроса?

Когда я должен закончить?

Что мне для этого необходимо делать?

Что мне мешает? Ит.д.

Технологию коучинга вполне можно считать образовательной технологией, т.к. все компоненты, которые характерны для коучинга соответствуют определениям образовательной технологии.

О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом [1. С.32].

Сам процесс данной технологии состоит из следующих этапов:

1. Постановка цели и осознание её реальности.

2. Анализ необходимых составляющих успеха.

3. Анализ имеющихся возможностей.

4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.

5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Для реализации каждого этапа опытный учитель может подобрать соответствующие техники и инструменты для каждого конкретного случая и конкретного ученика.

Рассматривая структуру традиционного урока и урока построенного на основе коучинга нельзя не заметить совпадения, что также говорит в пользу применения данной технологии в обучении английскому языку.

Контакт с классом.

Создание доверительных отношений.

Формулирование целей урока.

Определение цели. Формат конечного результата.

Тело урока (изучение нового материала; выработка навыка; обобщение и систематизация и др. )

Создание опыта. Анализ возможностей и ресурсов.

Постановка домашнего задания.

Определение первых шагов – действий ведущих к цели.

Спасибо за урок!

Техники и инструменты, которые применяются в коучинге, многообразны и требуют отдельного внимания. В качестве примера, можно рассмотреть пару из них. Например, «Колесо развития» и «Линия времени». По результатам промежуточных работ во время изучения темы, каждый ученик составляет «Колесо». При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» — только знание о его существовании. Такие «Колеса» можно сделать по каждой разговорной или грамматической теме. Данная техника позволяет планировать свою деятельность по устранению пробелов в знаниях.

«Линия времени». Учитывая свои способности и возможности, ученик строит свою линию времени в соответствии с тем результатом, который он ожидает в итоге получить.

Итак, в связи с современными реформами в отечественном образовании и требования ФГОС можно сделать вывод о том, что применение технологии коучинга будет эффективной составляющей в обучении иностранному языку. Технология коучинга может помочь ученикам стать активными участниками образовательного процесса и осознано относиться к учебе, как к деятельности, которая имеет значение лично для каждого ученика.

1. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2013. №1. – С. 31-36.

2. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2012. – №1. – С. 46–49.

3. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники.



Использование коучинга на уроках английского языка

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Использование коучинга на уроках английского языка

учитель английского языка первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района

Цель: представление приемов и способов использования коучинга на уроках английского языка

-создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;

-познакомить с методами и приемами использования коучинга;

-оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач и формировании навыков использования коуч — метода;

Актуальность: необходимость введения новых форм развития и обучения детей, соответствующих требованиям времени, концепции личностно-ориентированного обучения.

Прогнозируемый результат мастер – класса: расширение знаний о возможностях использования технологии коучинга в учебном процессе; получение преподавателями практических навыков использования названного метода в образовательном процессе.

Целевая аудитория мастер-класса: педагогические работники. Организационные параметры мастер-класса:

Время – 15 минут

Количество участников: 12 человек

Требования к помещению и материальному обеспечению мастер-класса: мультимедийная установка, компьютер.

Методическое сопровождение: презентация выступления, бумага А4, ручки.

Добрый день уважаемые коллеги!

Известный итальянский ученый и писатель Умберто Эко всегда утверждал, что настоящее счастье состоит в стремлении к познанию. Мы с вами выбрали такую замечательную профессию, которая позволяет нам постоянно учиться чему-то новому.

Для начала я прошу вас представить себе такую картинку: в комнате стоит пианино, накрытое скатертью. На скатерти – вазы с фруктами, сладостями, напитки… Люди смотрят и восхищаются: «Какой прекрасный фуршетный столик!» И никто не догадывается, что под ним скрыт удивительный инструмент и что прикосновения умелых рук могут извлекать из него восхитительные, чарующие звуки…

— Скажите, пожалуйста, а что для вас означает этот образ?

— Какое толкование вы дали бы ему? Давайте попробуем посмотреть на это с учетом специфики нашей профессии.

Я полагаю, что с помощью этой метафоры можно описать таких учеников, чьи способности, таланты, в силу разных причин, остаются нераскрытыми. И наша с вами задача – помочь каждому ученику максимально реализовать себя, определить свой индивидуальный маршрут развития.

Сегодня я хочу показать вам технологию, которая позволит нам помочь учащимся создавать мир своей мечты, прожить свою жизнь с наилучшими результатами. Эта технология называется коучинг.

Скажите, пожалуйста, кто-нибудь из вас знаком с этой технологией? (ответы)

Перед вами листы, я прошу вас, написать на листах ответы на такие вопросы:

1. Что вы ждете от работы секции в течение ближайших 15 минут?

2. Что будет для вас наилучшим результатом? (Ответы. Спасибо.)

А моя задача – показать возможности и преимущества данной технологии в работе учителя. Отметьте, пожалуйста, по шкале от 1 до 10, на какой цифре вы находитесь сейчас в данной теме. Что вы отметили? А вы? Спасибо.

Существует множество определений данного понятия, потому что это активно развивающаяся, топовая на сегодняшний день технология. Я предлагаю вам такую дефиницию: коучинг–это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Почему именно коучинг, возможно, спросите вы. В 2020 году мы переходим на новый профессиональный стандарт, который кардинально изменит сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации. Суть данного подхода состоит в актуализации внутренних ресурсов и субъектной позиции личности. Цель учителя (коуча) – помочь ученику расти, как личности.

А скажите, пожалуйста, какова миссия учителя в наши дни и современной школы в целом? (ответы) Вы правы, та же, то есть коучинг соответствует принципам личностно-ориентированного обучения и воспитания и вполне коррелирует со стандартом «Педагога», который ждет нас в самом ближайшем будущем.

Если вспомнить принципы Милтона Эриксона, можно с уверенностью сказать, что они являются фундаментом для применения коучингового подхода в образовании. Как эти принципы работают в школе:

1.Ученик – творческая личность.

2.Ученик уже обладает всеми ресурсами для достижения своих целей.

3. Ученик сам делает свой наилучший выбор, т.е. самостоятельно ставит перед собой задачи.

4. Отношения учителя и ученика носят позитивный характер, это — целенаправленный союз.

5. Изменения неизбежны, и они постоянно происходят с учащимся.

При таком подходе позиция учителя меняется кардинально. Он становится партнером и союзником. Учитель может с помощью коучинговых технологий помочь учащемуся увидеть и осознать свои ошибки (например, используя открытые вопросы), может провоцировать учащегося на поиск разнообразных решений и на анализ имеющихся ресурсов. Таким образом, учащийся сам исследует сложившуюся ситуацию и все, что с ней связано, самостоятельно выбирает путь решения проблемы с последующим планом действия.

Давайте вернемся к нашей шкале. Как вы думаете, вы продвинулись в постижении понятия коучинга? На какой цифре вы сейчас? (Если 1-2-3 – я думаю, можно поставить отметку выше). Спасибо.

Давайте рассмотрим модель урока в коучинговом формате:

1 этап – Вдохновение – притча, афоризм, эпиграф, загадка и т.п. 4 вопроса планирования

2 этап – Цели урока – создание проблемной ситуации, шкала ясности

3 этап – Тело урока — практическая работа в группах, исследование, «мировое кафе», первичный контроль по шкале ясности

4 этап – домашнее задание – разноуровневое д.з., «китайское меню»

5 этап – рефлексия – возврат к целям урока и шкале ясности, ценность урока для каждого.

Как видите, метафора, над которой мы размышляли, открытые вопросы, на которые вы отвечали в начале секции, лист ожидания, который вы заполнили, шкала от 1 до 10 – это инструменты, которые используются на уроках в формате коучинга.

А сейчас давайте рассмотрим применение отдельных инструментов коучинга на уроках.

При изучении любой темы на каждом этапе урока учитель – коуч помогает учащимся планировать свои действия, распределять ресурсы и самостоятельно получать новые знания по теме урока. Начинаем урок с 4 вопросов планирования в формате конечного результата.

— Чему вы хотели бы научиться сегодня?

— Как вы поймете, что достигли цели?

— Почему эта цель важна для вас?

— Какие шаги вы предпримете для достижения цели?

Что дают эти открытые вопросы? (свой вариант ответа — позволяют создать внутреннюю мотивацию, а нам известно, что успешной учебная и воспитательная работа может быть при условии не внешней, а именно внутренней мотивации)

Открытые и закрытые вопросы.

В устной речи, при повторении лексики, при работе с текстом учителя иностранного языка уже давно используют методику открытых вопросов, мы их называем специальные вопросы. Открытый вопрос — это вопрос, требующий разъяснения. Открытые типы вопросов в иностранном языке позволяют дать описание или выразить мнение, и поэтому более полезны для получения информации.

Закрытыми называются такие типы вопросов, которые требуют ответа вида «да/нет», «верно/неверно», т. е это односложный ответ.

Модель-Т используется для более четкой конкретизации цели. Модель — Т в коучинге можно условно разделить на две системы вопросов: вопросы расширения (т.е. задается много вопросов, а потом фокусировка или сужение, т.е. выбирается только один вопрос – самый интересный, содержательный, т.е. происходит поиск уникального решения).

Слово «проблема» в коучинге нет, оно заменяется на слово «задача», а ее можно всегда решить. Работать можно в группах по 4 человека. Выбираем тему исследования. Например, сегодня это будет работа с текстом. Предложите ученикам просмотреть текст. Задача для учащихся: они должны задать каждый по вопросу. Сколько человек в группе, столько и вопросов. Но помните, что время ограничено. Фиксируют все вопросы (т.е создаем расширение). Затем выбирают наиболее интересный, ценный вопрос, чтобы задать его другой группе (т. е происходит сужение).

Как еще можно использовать модель — Т? Например, когда выбираете тему для исследования. Дается список для выбора темы и по модели-Т выбираем самую интересную тему с нашей точки зрения .

Этот инструмент коучинга можно использовать на заключительном этапе пройденной темы. «Колесо развития» позволяет быстро увидеть и оценить уровень владения знаниями по конкретной теме и спланировать работу над пробелами в знаниях. Я вам предлагаю поработать всем вместе. Например, проверить свои знания по теме Великобритания. Перед вами «Колесо развития». Ваша задача: ответить на вопросы и оценить свои знания по данной теме по 5-бальной шкале. Итак, начнем. (Вопросы для учителей).

Теперь вы видите, как хорошо вы знаете данную тему, и в тоже время, на что надо обратить внимание, чтобы устранить пробелы в знаниях.

Одним из основных инструментов самооценки и развития является в коучинге метод шкалирования. «Шкала дает возможность количественно измерить собственное развитие. Это помогает превращать ценности в навыки» (Мэрлин Аткинсон). Шкала всегда имеет название: уверенности, состояния, готовности, компетенции, чаще всего используют шкалу ясности. Как мы назовем нашу шкалу? (шкала ясности) – напишите, пожалуйста, в своих листах. Итак, логика работы со шкалой:

1) называем шкалу

2) определяем, что такое 10, как вы поймете, что вы находитесь на цифре 10

3) определяем, где находимся сейчас, например, на 5, то есть сейчас освоили материал на пятерку

4) прописываем дальнейшие шаги с конкретными сроками: что изменится, когда мы окажемся на 6? На 7? Где можно использовать эту технику? (От изучения конкретной темы – определяем с детьми: «Как вы считаете, где мы находимся в этой теме?» — до подготовки к сочинению, ОГЭ, ЕГЭ; индивидуальные и на весь класс, долгосрочные и на каждый день; а также в самокоучинге – шкала готовности к открытому уроку, эмоциональные и логические). Можем спросить детей, что им кажется важным, – у них всегда масса идей. Шкала позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели. Таким образом, ученики активно участвуют в процессе целеполагания, планирования, саморегуляции.

Посмотрите в лист ожидания. Скажите, пожалуйста:

-Все ли ожидания реализовались?

-Если нет, то что можно сделать для их исполнения? Я рекомендую вам сайт «Коучинг в образовании»

-А что для вас было наиболее ценным?

-Что вы возьмете в свою копилку?

-Что дает коучинговый подход?

-Чем он может быть полезен? (свои варианты ответов) Спасибо.

В завершении хочется сказать, что профессиональный стандарт открывает перед работниками образовательной сферы огромные возможности. Это касается и личностного роста, и профессиональной реализации в профессии. Именно саморазвитие и компетентность педагога являются ключевыми направлениями развития образовательной деятельности. На мой взгляд, коучинг напрямую связан с будущим образования. Правильная мотивация на осуществление дальнейших достижений — это уверенность в завтрашнем дне.

В заключение процитирую Юрия Анатольевича Конаржевского: «Если мы хотим, чтобы учащийся был познавательно активным, необходимо предоставить ему возможность стать субъектом своего образования, чтобы он ставил цели и планировал пути их достижения, то есть осуществлял действия целеполагания, планирования, контроля и оценивания». На мой взгляд, техники коучинга максимально способствуют воплощению этой идеи на каждом уроке, а также в воспитательной работе, в работе с родителями, в создании индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Благодарю вас за внимание!

Проведение учебных занятий на основе технологии коучинга приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. Технологии коучинга полностью отвечают современным требованиям образования, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.

Список использованной литературы

1. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.

2. Голви, Т. Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала/Тимоти Голви; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 266 с.

3. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2013. №1. – С. 31-36.

4. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2012. – №1. – С. 46–49.

5. Научно-методический журнал. Региональная школа управления. № 1, 2013

6. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб.: Питер, 2012. – 204 с.

7. Уитмор, Дж. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Джон Уитмор. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 309 с.



Teaching not teaching: Что такое языковой коучинг

Нана Акопова

  • 10 мая, 2019

Не так давно я познакомилась с понятием «языковой коучинг». Думаю, что многие, так же как и я, услышали о нем впервые. Мне стало интересно, что это: новое модное название профессии преподавателя, либо по-настоящему новое направление в обучении иностранным языкам.

Давайте разбираться вместе.

Слово «коуч» уже давно и прочно вошло в наши жизни. Бизнес коуч, лайф коуч – это то, что мы слышали многократно. Но лично я мало задумывалась, что именно оно под собой подразумевает.

Википедия гласит, что коучинг (от англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого коуч помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.

С моей точки зрения ключевое слово здесь « помогает », а не делает все за кого-то и преподносит на блюдечке с голубой каемочкой.

Тимоти Голви, американский бизнес тренер, говорит что « коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться» . Как видите, коуч не дает готовых решений; он, исходя из особенностей клиента, принимая во внимание его потребности, помогает ему увидеть цель, найти правильные решения и прийти к нужному результату.

Коучинг и преподавание языков

Думаю, что цитата Тимоти Голви отчасти дает нам понять, насколько на самом деле преподавание иностранных языков и коучинг могут сосуществовать. Я уверена, что у многих из вас есть примеры людей, которые учили иностранный язык в школ, институте или на курсах много лет, но так и заговорили на языке. Языковой коучинг призван бороться с такой проблемой и с помощью техник коучинга сделать изучения языка более эффективным.

Одно из принципиальных отличий между преподаванием и языковым коучингом в том, что преподаватель-коуч не учит клиента в привычном смысле этого слова, не использует одни и те же пособия для разных клиентов, не переходит от лекции в лекции. Он учит учиться и нести ответственность за свой прогресс и результат.

Принципы языкового коучинга

Преподаватель помогает каждому ученику поставить измеримую цель. Для этого он задает ряд вопросов, чтобы узнать, в каких ситуациях ученик планирует говорить на языке, какие трудности у него возникали раньше и т.д. После этого совместно составляется план работы, частотность занятий, определяются сроки достижения результата. Ученик сам принимает решения, в то время как коуч может советовать, поправлять, корректировать — но только в согласии со студентом.

Трезвая оценка знаний клиента

Коуч должен уметь найти подход к своему клиенту, узнать его, помочь раскрыть внутренний потенциал. Каждый ученик делает ошибки, но в языковом коучинге очень важно дать понять клиенту, что ошибки вы с ним всегда рассматриваете в положительном ключе.

При этом коучу очень важно, назовем это словом «верить» в силы ученика, а не при первой неудаче окрещивать его «безнадежным» и советовать идти на обычные языковые курсы.

Умение передать знания

Речь, конечно же, не об объяснении грамматики с заключительным вопросом «Все ли понятно?». Преподавать иностранный язык в данном случае значит снабдить ученика нужными инструментами, которые помогут ему прийти из пункта А в пункт В, то есть к конечной цели.

Самостоятельность и ответственность студента

Очень очень важно: ученик должен понимать, что он сам несет ответственность за результат. Преподаватель-коуч дает клиенту инструменты, направляет, подбирает учебные ресурсы исходя из индивидуальных предпочтений.

При этом ученик не отсиживается на уроках и слушает объяснение нового грамматического материала. Клиент понимает, что за него ничего делать не будут, он является главным двигателем своего прогресса, он активно учится. Он должен осознавать ответственность за результат обучения.

Английский как часть жизни

Коуч владеет инструментами, которые помогают сделать английский частью жизни студента и сформировать к языку позитивное отношение. Изучение английского не должно ограничиваться сессиями, уроками или консультациями.

Коуч может вдохновить ученика на то, чтобы он самостоятельно искал информацию на языке, смотрел сериалы, обучающие видео, читали статьи и потом делился этим с преподавателем. Например, я довольно часто узнаю от своих клиентов об интересной передаче, фильме или книге на английском. Они рассказывают об этом с огромным энтузиазмом, который показывает их любовь к языку.

Обратная связь

Грамотный фидбэк — важнейшая составляющая языкового коучинга. Клиент задает вопросы, обсуждает с коучем свои сомнения, страхи; коуч в свою очередь выслушивает, помогает, вместе со студентом вносит коррективы в программу, либо корректирует цель обучения, дает дополнительные материалы.

Бывают ситуации, когда мотивация студента снижается. Преподаватель-коуч не может игнорировать такую ситуацию — он должен включиться в нее и еще раз обсудить с учеником его стимулы в изучении иностранного языка.

В заключение скажу, что языковой коучинг – очень эффективный способ обучения иностранным языкам. Он помогает поставить четкую цель и дать понять, ученик несет основную ответственность за свой прогресс и результат. Преподаватель выполняет роль фасилитатора, друга, вдохновителя и ментора на пути освоения иностранного языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector