Что такое «опытный репетитор английского»?

EnglishDom Инглекс

Зачем преподавателю английского языка опыт?

Работать с возражениями.

«…наконец-то нашелся один человек, который
заставил меня работать! Большое спасибо за ваш труд,
интересный подход и настойчивость! Это супер!!!»

Отзыв ученика

Все хотят заниматься с опытным репетитором, а порталы по подбору репетиторов все как один хвастаются тем, что именно у них самые опытные специалисты. Но что такое «опытный репетитор
по английскому», и чего мы на самом деле хотим, когда заводим в поисковик запрос «занятия с опытным репетитором по английскому языку».
Опыт репетитора надо разделять на полезный для ученика и бесполезный.

Бесполезный, вернее, неинформативный — чистое время, проведенное учителем на работе.
Полезный опыт — то, как преподатель научился работать с осознанными и неосознанными возражениями ученика.

Полезный опыт преподавателя английского языка — в том, чтобы работать с возражениями мягко, но настойчиво, нейтрализовать ловушки сознания, преодолевать защитные приспособления, которые наш мозг выработал, чтобы не перегружаться, и сеять знание куда-то в глубины языковой личности ученика, откуда они уже будут прорастать свободной речью, легким и быстрым чтением и пониманием на слух, и так далее.

Идеальная и утопическая схема «объяснение-запоминание-применение» работает очень редко.

Практически никогда. Если бы она работала, после Murphy с его Essential Grammar и Eglish Grammar in Use все учителя должны были бы остаться без работы. Потому что объяснить полнее и понятнее, чем старик Мёрфи на уровне классической переводной грамматики, практически невозможно.

Эта схема не работает потому что между объяснением и пониманием, а тем более применением стоят ловушки языкового сознания. Новую информацию мы стараемся объяснить себе в понятных терминах, и поэтому она искажается. Это происходит неизбежно, и с этими ловушками надо что-то делать — или обманывать и обходить: так поступают промышленном массовом обучении в общеобразовательных школах; или применять полезный опыт преподавателя-репетитора.

Как обходят ловушки сознания?
Посмотрите, например, как объясняют Present Perfect: шесть частных случаев, три группы «сигнальных слов» (just-already-yet, ever-never, for-since). Объясняя Present Perfect, нам предлагают упрощенные термины, которые искажают и реальность, и понимание сути и назначения грамматических явлений — «действие в прошлом — результат налицо».
Защитные рубежи языкового сознания пропускают только то, что представляется понятным. Нам говорят, что «в русском языке такого времени нет» поэтому предлагают поверить на слово. Упрощение, мнемоническая схема создает иллюзию понимания, обходит защитные рубежи и поселяется где-то внутри, но не прорастает в умение. Семя дурное, упавшее на камни…
Откуда я знаю? Из полезного опыта.

Ни один из учеников, которые приходили ко мне от кого-то и бросались этой формулой, не понимал, что «действие» и «результат» — суть разные события, и «результат» может упоминаться в предложении, а может и нет. Например «Mike has broken his leg» — действие, “Now he is not playing tennis with us” — результат. Но для сознания, обманутого мнемонической формулой они смешиваются в одно, и доходит до абсурдных утверждений, что «он же сломал ногу, и сейчас она сломана». Помаслили масло, ну да…

Из-за такого псевдо-понимания мы не можем пользоваться английской грамматикой по назначению. Полезный опыт преподавателя — это способность нейтрализовать ловушку сознания

не трюком и обманом, а честно и открыто, выкладывая все карты на стол и настаивая на понимании сути материала. Например, в случае с Present Perfect лучше сделать так, чтобы ученик почувствовал, насколько относительно и изменчиво наше ощущение времени, настоящего момента, или текущего периода, насколько растяжимо для нас понятие «сейчас» — и тогда уже не придется врать ученику про то, какие времена в русском есть, а каких нет.

Это отдельной грамматической формы нет, а аналогичный смысл — есть! Так у нас и вспомогательных глаголов нет — что же, получается, что мы живем в разном времени? Как же мы импортными часами пользуемся и не путаемся?

Как помогает полезный преподавательский опыт

Здесь на выручку опытному репетитору, преподавателю, а главное — клиенту, приходит «полезный преподавательский опыт» — опыт осознанного, спокойного и терпеливого преодоления инертности, сопротивления языкового мышления клиента и его инстинктов самосохранения. Психологический комфорт человека зависит от того, насколько мы уверены в правильности нашей картины мира, и любое внешнее воздействие, которое может ее пошатнуть, встречает сопротивление.

Это сопротивление можно грубо сломать, как в очень плохой школе, его можно обмануть и обойти, как это часто делают. Но его можно честно и аккуратно устранить. Для этого нужна «soft power» — настойчивость, открытость, понимание мышления ученика, уверенность и терпение которые приходят с полезным опытом преподавателя-репетитора.

Огромное количество структурных элементов

разговорного и письменного английского, которые не относятся напрямую к «временам», например причастия, будут понятны и доступны для использования, если подробно разложить их на элементы и сопоставить их с элементами русского языка. Но наш язык не привык анализировать сам себя — для этого нужно усилие, и опытный репетитор помогает это усилие приложить, направить и удерживать.

Удерживать усилие особенно важно, потому что в начале пути ученик не видит, куда идет. Мозг ищет опору в предыдущем опыте, заставляет делать задания по-своему, экономит силы на интеллектуальной работе, мы говорим «не получается», «я сделал как смог» и прочие отговорки, автором которых являются лень и нерешительность. Опытный репетитор нужен, чтобы спокойно преодолевать эти провокации и идти вперед.

Какое впечатление это производит, понятно из недавнего отзыва ученика:

«Александр, я сижу и делаю домашнее задание, мои мозги, как старая телега, начинают работать! Моя жена смеется над тем, что наконец-то нашелся один человек, который заставил меня работать! Большое спасибо за ваш труд, интересный подход и настойчивость! Это супер!!! Это мне очень помогает не сбиться с курса и достичь цели! Вы очень классный преподаватель английского языка! Я вами горжусь!»

 

 

 

 

Инглекс EnglishDom
Posted in FAQ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *