От Intermediate до Upper-Intermediate: как заниматься? (уровни B1 — B2)

·   ЧТО НУЖНО УМЕТЬ НА УРОВНЕ B2?

·   Каковы отличия уровней B1 и B2?

·   КАК ЗАНИМАТЬСЯ, ЧТОБЫ достигнуть уровня B2?

Уровень B2 по Европейской шкале языковой компетенции (CEFR) соответствует такому понятию, как «независимый пользователь». Уровень B1 это тоже «независимый пользователь». Но есть отличия.

Восприятие речи на слух

B1:

Человек улавливает основную суть повествования, при условии, что тема ему хорошо знакома (как правило, о работе, отдыхе, школе, семье, внешности, природе и погоде), речь диктора или собеседника понятна (стандартное произношение и не слишком высокий темп). Он понимает основной смысл передач, в которых рассматриваются текущие события или знакомые темы. Речь диктора должна быть достаточно медленной и отчётливой.

B2:

Человек понимает длинные фрагменты устной речи, прослеживает сложную аргументацию, при условии, что тема повествования ему хорошо знакома. Он почти свободно научно-популярные и новостные передачи, а также фильмы и сериалы со стандартным произношением и без сложной лексики.

Уровень В1 характеризуется пониманием основной сути в повседневных ситуациях. На уровне В2 тематический спектр расширяется. Помимо повседневных направлений, становятся доступны темы, которые освещаются в СМИ. К тому же, человек не просто улавливает общий смысл, но и прослеживает цепочку фактов, понимает развитие мысли и аргументацию.

Бытовые темы уже не кажутся сложными. Однако в тексте должна быть узнаваемая лексика и стандартное произношение.

Чтение

B1:

Человек свободно понимает печатный текст, в основе которого содержатся преимущественно распространённые слова и выражения. Спектр тем ограничивается повседневными и бытовыми направлениями. Также не составляет труда чтение писем, в которых описаны события и впечатления.

B2:

Человек свободно читает статьи, затрагивающие нынешние проблемы, в которых автор излагает определённую точку зрения. Также достаточно свободно читает популярную литературу, если в ней нет специализированной лексики.

На уровне В2 охват тем увеличивается. На этом этапе человек понимает большинство повседневных тем. Такие направления, как политика, экономика, экология или наука, ему доступны на уровне обывателя. Он не сможет разобраться в сложных хитросплетениях, однако статьи, предназначенные для широкого круга читателей без специального образования, воспринимает свободно. К тому же, на этом уровне становится доступна современная художественная и научно-популярная литература.

Разговорные навыки и умение вести диалог

B1:

Человек может поддержать беседу в большинстве англоязычных стран. Он принимает участие в разговоре без предварительной подготовки, при условии, что затронуты знакомые темы, связанные с его личными интересами (например, семья, увлечения, поездки и отдых).

B2:

Человек свободно общается с носителями английского языка без дополнительной подготовки. В разговоре нет заметных пауз, а речь довольно беглая и понятная. Он принимает участие в обсуждении знакомых тем и свободно высказывает свои суждения, подкрепляя их фактами и выводами.

На уровне В1 человеку приходилось «справляться» с текущими ситуациями, а разговор вызывал трудности. На этапе В2 он свободно говорит и становится полноценным участником диалога. Спектр тем значительно шире, чем на предыдущем уровне.

На этом этапе он может не только изложить основные мысли, но и передать ощущения, аргументировать и сделать выводы.

Разговорные навыки и монолог

B1:

Человек может излагать простые мысли, составлять связное повествование, описывая личный опыт и события из жизни. Он кратко обосновывает сказанное и рассказывает о своих планах. Также он может пересказать фрагмент книги или фильма и описать свои ощущения.

B2:

Тематическое разнообразие на этом этапе расширяется. Человек свободно обсуждает повседневные темы, которые связаны с областью его личных интересов. Он высказывает своё мнение, аргументирует и делает выводы, а также рассматривает достоинства и недостатки различных версий одного и того же события.

Уровень В1 характеризуется умением излагать основные тезисы. На уровне В2 человек обретает способность подробно излагать то, что связано с его работой и увлечениями.

Если на предыдущем этапе он просто передавал суть услышанных историй, то на уровне В2 он уже приводит собственные аргументы, выражает мнение и делает выводы.

Однако оба уровня характеризуются способностью поддерживать только те темы, которые укладываются в рамки наших интересов.

Письменное изложение

B1:

Человек свободно пишет простые сочинения на известные темы. В письме он может кратко изложить события из жизни и выразить своё мнение.

B2:

Человек пишет объёмные сочинения и статьи, охватывая различные темы. Тем не менее, он ограничен направлениями, которые связаны с его личными интересами. Он пишет доклады и статьи, излагая не только основные пункты, но и подкрепляя их аргументами. В письмах делится своими впечатлениями и суждениями относительного произошедших событий, передаёт информацию через призму своего опыта.

Как и в случае с устным восприятием английской речи, в письменном изложении на первый план выходят аргументация и внимание к деталям. Несмотря на то, что на уровнях В охват тем ограничивается личными интересами, на более продвинутом этапе человек излагает более детально и приводит обоснования.

 Как заниматься, чтобы повысить уровень?

Аудирование, понимание устной речи

Главный совет для развития навыков восприятия речи на слух будет связан не столько с аудированием, сколько с необходимостью расширения лексического запаса и изучения грамматики. На этом этапе вы выйдете за пределы повседневных тем и перейдёте к общественным направлениям. Расширение словарного запас играет важную роль.

Далее приведены советы по развитию навыков ведения монологов и диалогов. Те же рекомендации актуальны и для повышения навыков аудирования.

Чтение

На этом этапе лучше всего подойдёт литература для подготовки к FCE. В учебниках представлена новая лексика, тексты на современные темы и обоснования.

При выборе адаптированной художественной литературы лучше отдавать предпочтение тем изданиям, в которых предлагаются дополнительные задания к текстам, позволяющие развить требующиеся навыки.

Больше читайте, записывайте новую лексику в словарь, применяйте её на практике, пишите эссе о том, что прочли.

Ведение диалога

На этапе перехода с уровня В1 на В2 реплики в диалоге становятся более полными и аргументированными. На этом уровне важно не просто реагировать на высказывания собеседника, но и приводить обоснование.

В зависимости от вашего стиля восприятия вам могут подойти разные методы повышения навыков. Рассмотрим два варианта:

Кто-то предпочитает слушать и учить диалоги из учебников наизусть. В этом случае подойдут пособия для подготовки к FCE. Вы сможете накопить разговорные шаблоны и использовать их в разговоре.

Ещё один вариант – не учить наизусть, а планировать изложение. Начертите схему или составьте план высказываний, где будет указана основная мысль и два обоснования, отвечающие на вопрос «почему».

Тренируйтесь выстраивать короткие реплики, руководствуясь планом. Это поможет вам воспитать привычку развивать мысли.

Монолог

Составляйте тексты для выступлений на основе интересующих тем. Если вы увлекаетесь фотографией, сделайте несколько лекций по истории этого направления, современном искусстве фотографии, технических особенностях, художественном развитии, выдающихся личностях и т.д. Это же касается и других направлений.

Для развития этого навыка желательно общаться с носителем, преподавателем или посещать разговорные клубы.

Учитывая, что на следующих уровнях очень важно владеть разными темами, начинайте совершенствоваться в этом направлении уже на данном этапе. Читайте газеты и научно-популярные журналы, интересуйте происходящим в мире. Обратите внимание на пособия по бизнес-английскому. В них предлагаются интересные темы и новые слова. Например, «Intelligent Business” (Longman). Что касается издательств Oxford и Macmillan, их не стоит брать. Ещё одно неплохое издание — «Professional English in Use». В нём содержатся различные статьи по медицине, экономике, технике и науке.

Письмо

На этом этапе мы приступаем к написанию эссе. Этот жанр очень близок к школьным сочинениям. Главная задача – научиться дополнять текст несколькими аргументами, подтверждающими основной тезис. Одна из частых проблем, с которой сталкиваются учащиеся, кроется в неумении последовательно излагать, приводя в соответствие доводы и основную мысль.

Для развития навыков письма, которые будут соответствовать B2, учитесь писать сочинения по плану, или составлять план к уже написанным вами сочинениям. Не секрет, что кому-то из нас сначала легче сделать план, а кто-то не видит, куда приведет его текст, пока его не напишет. Цель плана на этом этапе — научить вас планировать ход вашей мысли, а также отслеживать соответствие написанного с тем, что вы хотите сказать.

Для повышения навыков письменного изложения старайтесь писать больше сочинений, руководствуясь планом. Также составляйте план к готовым текстам. Главная задача – научиться прослеживать суть повествования и согласовывать изложенные мысли.

Эти навыки следует совершенствовать под руководством преподавателя, иначе вы рискуете пропустить допущенные ошибки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector