Когнитивные (познавательные) стили и их влияние на изучение иностранного языка

EnglishDom Инглекс

Описание основных когнитивных различий и опросник помогут вам определить базовые особенности вашего когнитивного стиля и их влияние на ваше обучение.

(На основе докторской диссертации американской исследовательницы когнитивных стилей в обучении Betty Lou Leaver, Москва, Институт Русского Языка им. А.С. Пушкина, 2000 г. Полные выходные данные источника в конце статьи.)

В общих чертах разницу в стилях и предпочтительных способах познания и обработки информации можно описать как «синоптический тип мышления» и «эктенический тип мышления».
«Синоптик» и «эктеник» характеризуются сочетанием нескольких особенностей. Для тех, кто любит таблицы, вот их сводная таблица:

СИНОПТИК / ЭКТЕНИК

целостно-направленный / детально-направленный
синтетический / аналитический
уравнительный / усилительный
индуктивный / дедуктивный
произвольный / последовательный
конкретный / абстрактный
импульсивный / рефлективный
поле-независимый / поле-зависимый
поле-чувствительный / отсутствие поле-чувcтвительности
аналогический / однозначный

Без достаточной подготовки понять эту таблицу нелегко, но сейчас я расскажу подробно и понятно, что значат эти слова,
а в конце статьи вы найдете ссылку на тест, из которого узнаете о себе нечто совершенно новое.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ

Целостно-направленность / детально-направленность
Если вы целостно-направленны, сначала вы воспринимаете «общую картинку». Обладатели этого подхода видят «лес», а не деревья, а в обработке информации продвигаются от общего значения к значению отдельных элементов.

Если в магазине, подбирая обои в цвет рулон к рулону, вы не сравниваете номер партии, а прислоняете два рулона друг к другу и определяете цвет на глаз, вполне вероятно, что вы целостно-направленны.

Вы живете с ощущением, что у всего есть какое-то значение и смысл, однако при этом бывает трудно сосредоточиться на главной мысли, а еще труднее обращать внимания на незначительные детали. Иногда, правда этих пропущенных деталей набирается столько, что ваше целостное понимание оказывается очень далеко от действительности.

Про целостно-направленных учащихся говорят, что они «витают в облаках». В действительности, они очень сосредоточены, однако, сосредоточившись на общей картине или общей цели, они совершают огромное количество промахов «по невнимательности». Если попросить их самостоятельно проверить и исправить эти недочеты, они скорее всего их не найдут.

Играя в шахматы, вы можете так увлечься своей атакой, что не заметите пешку противника, которая и обеспечит мат вашему королю. Очевидно, что способность замечать и исправлять свои ошибки и контролировать свою речь это то, что вам следует развивать в первую очередь.

Это может показаться жестоким, но преподаватель лучше всего поможет вам, если будет возвращать ваши работы на переписку и переделку

до тех пор, пока они, наконец, не будут выполнены точно и аккуратно.

Детально-направленные учащиеся ориентированы на точные предметы и детали.

Это те, кто «за деревьями не видят леса». Обработка информации здесь происходит от формы и деталей к общему смыслу.

Вы учитесь по принципу поступательной, или поэтапной, обработки информации. Поэтому, классические языковые программы, работа со словарем, изучение принципов словообразования, упражнения на грамматику и стандартные тесты на понимание аудирования или чтения прекрасно вам подойдут.

Также хорошо подойдет спланированная ролевая игра, когда роли, реплики и действия участников прописаны заранее. Вы не получите пользы от экспромтов и заданий типа «поговорите с соседом на эту тему три минуты», и вам нет пользы от советов вроде «не думайте о незнакомых словах, пропускайте непонятную грамматику, сосредоточьтесь на понимании».

Для вашего стиля мышления понимание целого невозможно без понимания конкретных деталей.

Эти особенности делают вас очень аккуратным, внимательным и дотошным, однако бывают случаи, когда интерес к деталям у учащихся этого типа делается настолько всеобъемлющим, что мешает воспринимать суть изучаемого предмета.

Это когда запомнил все формулы по физике, но не можешь на пальцах объяснить, почему в маршрутке все падают, когда она поворачивает.

Синтетики и аналитики.
Синтез — объединение, анализ — раздробление новой информации в процессе ее мыслительной обработки. Работая с новой информацией, «Синтетики» объединяют все имеющиеся у них знания о предмете; «аналитики» расчленяют и исследуют предмет познания по составляющим компонентам.

Синтетики — созидающие целое.

Вы с легкостью находите связи и соединяете несоединимое, и это помогает вам создавать новые интеллектуальные модели или конструкции. Вот несколько основных характеристик вашего типа мышления:

  1. Новые идеи приходят к вам на базе личного опыта или просто интуитивно; это вы, скорее всего, воскликните «Эврика!», и понятие «инсайт» лучше всего знакомо именно вам.
  2. Вы не можете точно проследить ход ваших мыслей, но результаты ваших интеллектуальных усилий ничуть не хуже других.

Например, вы можете догадаться о значении неизвестного слова по контексту, но не сможете объяснить, как вы это сделали.

3. Вы идете от внутреннего осмысления предмета к его конструкции.

Читая о чем-то новом, вы используете все имеющиеся знания и соображения на эту тему, обрабатываете новую информацию только вместе с ними и приходите к новым, оригинальным выводам. По завершении этого процесса, детали и части уже не имеют для вас большого значения, вы не помните, какие из идей, возникших во время чтения, были ваши, а какие — авторские.

Вот почему, когда на тестах по чтению вам нужно ответить на очень подробные вопросы, вы теряетесь, особенно, если спрашивают «что хотел сказать автор?» Вы часто совершаете ошибки на понимание,  

которые называются «I-believe-mistakes», когда мнение автора о предмете незаметно переплетается с вашим, и вы не отличаете, что сказал автор, от того, что сами знаете и думаете на эту тему.

Наибольшую пользу вам принесут задания, где нужно что-то придумывать, создавать что-то новое: статьи, сочинения, художественно оформленный стенд или альбом. Опросы мнений на изучаемую тему и составление рекомендаций на их основе — вот «ваши» виды деятельности.

Аналитики прекрасно ориентируются в деталях и стремятся разглядеть мельчайшие нюансы во всякой картине.

Вам нравится заниматься грамматическими правилами, потому что их можно разобрать и использовать при объяснении чего угодно. Вы легко находите различия в казалось бы самых неразличимых предметах.

Вам нравится работать со словами, если это вскрывает смысл слова и разбивают его на части — корень, суффикс, приставку. Однако вам трудно догадываться о значении слов из контекста.

Вы легко и убедительно можете восстановить ход своих рассуждений и показать, как вы пришли к своим выводам.

Синтетиков и аналитиков достаточно легко распознать:

Прочитайте два параграфа или две страницы из любого текста и попробуйте предсказать содержание следующих. Синтетики обычно делают очень содержательные предсказания общего плана, но не могут восстановить никаких деталей из прочитанных страниц.

Аналитический стиль мышления обнаруживает себя в манере учащихся разделить на части любое задание. На полях любого текста у учащихся этого стиля можно увидеть написанные от руки определение, транскрипцию и перевод даже уже знакомых слов.

Уравнители и усилители
Уравнители похожи на синтетиков тем, что сплавляют вместе абсолютно различную информацию, полученную из разных источников.

Покажите им яблоко и апельсин, и они увидят «фрукт». Уравнители инстинктивно удаляют все различия, делая упор на подобии. Противопоставление и аналогия трудно удается вам, потому что основываются на различии, а не на сходстве.

Поэтому вы часто получаете низкие оценки за тесты, но эти показатели никак не отражают действительный уровень вашего знания или тот удивительный факт, что вы способны видеть множество общих связей, которые никогда не привлекут внимание вашего коллеги с другим типом мышления.

Усилители в процессе когнитивной обработки новой информации ищут и опираются на различия между объектами. Все сказанное об уравнителях может быть применено к усилителям с противоположным знаком.

Вы готовы воспроизводить в памяти все детали, потому что с самого начала разложили их «по полочкам». Вы видите различия и только различия, а потому прекрасно справляетесь со стандартными тестовыми заданиями. Изучая иностранный язык, вы быстрее усваиваете грамматические формы и способы словообразования.

Большинство тестов рассчитаны именно на усилительный тип мышления. Именно по успешности выполнения стандартных тестов и можно определить, кто перед нами — «уравнитель» или «усилитель».

Импульсивность и рефлективность
Импульсивные учащиеся думают и реагируют почти одновременно.

Вы заканчиваете работу быстрее других, но часто выполняете ее не очень аккуратно.
Если в школе вы тянули руку еще до того, как поняли вопрос учителя, вы импульсивный тип.

Импульсивные учащиеся чаще других дают легкие и непродуманные ответы. Они с готовностью берутся за краткосрочные проекты, или задания, которые требуют ответа здесь и сейчас. Думая и отвечая практически одновременно, учащиеся этого типа обычно не видят глубинных оснований любого вопроса.

Если вам попадется рефлективный преподаватель, это может оказать на вас огромное позитивное влияние, если только вы с пониманием и благодарностью отнесетесь к вашим различиям. Многие из импульсивных учащихся обязаны своим рефлективным преподавателям тем, что получили навыки критического мышления.

Рефлективные учащиеся сначала думают, потом отвечают. Они склонны к более глубокому осмыслению вещей. Они работают аккуратно, но медленно, и часто не успевают закончить задание в срок. Рефлективным учащимся нужно время для осмысления вопросов, а спонтанный ответ представляется им бессмыслицей.

В школе или в офисе чаще делают ставку на скорость выполнения, а не на качество. Это приводит к тому, что импульсивных людей считают умнее или способнее. Хотя, очевидно, что всякие сравнения между этими двумя типами мышления могут быть подтверждены только качеством выполненного ими учебного задания.

Ситуация для рефлективных учащихся осложняется тем, что в условиях, когда нужно действовать на время, рефлективный учащийся может сам убедиться в своей слабости и признать свой поражение в сравнении с более быстрыми однокурсниками или коллегами: не уложился во время теста, не успел ответить на все вопросы…

Обычно вы хорошо справляетесь с письменными работами, в особености — с долгосрочными многаспектными проектами. Размеренный стиль научного исследования — идеальная среда для вас, как и ведение журнала или дневника на изучаемом языке например, реакции на занятия, мнения по ряду вопросов.

Распознать импульсивный и рефлективный тип мышления можно достаточно просто в быту, по характерным речевым оборотам. Импульсивный человек умоляет: «Побыстрей, давай-давай»! Рефлективный просит терпения: «Дай подумать»!

Индукция и дедукция
Индукция это когда мы наблюдаем за поведением нескольких объектов, и по результатам наблюдения делаем предположение об общем для них правиле, а потом проверяем свою теорию на практике.

Сейчас большинство методов преподавания и распространенных «современных» учебников рассчитаны именно на индуктивный способ познания окружающего мира. Но как мы помним, индукция тесно связана и импульсивностью и уравнительностью, то есть человек с чисто индуктивным подходом практически обречен на то, чтобы пропускать важные детали и делать скоропалительные выводы.

В построении собственных умозаключений вы редко нуждаетесь в помощи преподавателя. Вы самостоятельно переходите от единичных фактов к общим правилам. Рассмотрение множества частностей и интуитивный общий вывод доставляет вам подлинное удовольствие.

На уроках у дедуктивного преподавателя индуктивные учащиеся могут растеряться и не уследить за переходом от общего положения к частному, например от грамматического правила к его конкретному применению. Индуктивным учащимся обычно как раз не хватает конкретных примеров, единичных фактов, за которые можно зацепиться.

Ситуация усложняется еще больше, когда дедуктивный преподаватель продолжает «объяснять» в то время, как индуктивный ученик с большей пользой посидел бы в тишине, обдумывая, или интуитивно обобщая ту информацию, которую он уже получил. Но преподаватель не получает понятного ему подтверждения понимания, и продолжает «объяснять». В результате, время урока можно считать потерянным, так как понимать материал все равно приходится дома. На занятиях, обескураженный логикой преподавателя и вконец перестав соображать, индуктивный учащийся обычно перестает работать и переключается на посторонние предметы.

Дедуктивные учащиеся сначала учат правило, потом применяют его на конкретных примерах. Инстинктивно обрабатывать множество частностей и фактов — не для них. Им действительно нужно, чтобы преподаватель объяснил правило.

Модные «современные» коммуникативные техники или преподавание по прямому методу, когда надо сначала действовать, а потом понимать, или автоматически воспроизводить модели из учебника вам категорически не подходят! Особенно, когда их применяют непродуманно.

Дедуктивные учащиеся чувствуют себя потерянными, когда приходится что-то делать без опоры на теорию.

Абстрактность и конкретность
Абстрактно-конкретные различия проявляются по-разному в зависимости от уровня обучения, и мешают или помогают в зависимости от того, какой материал предлагается для проработки.

На начальных этапах изучения языка в основном присутствует конкретная деятельность — задания и ситуации тесно связаны с повседневной жизнью. Поход в магазин, рассказ о распорядке дня или ролевая игра: абстрактно мыслящих учеников множество конкретных деталей может перегружать и сбивать с толку, в то время как конкретно мыслящие ученики только в таких деталях и находят основу для своей интеллектуальной деятельности. На следующих этапах обучения чаша весов движется в обратную сторону: когда нужно понимать сложные грамматические конструкции, на первые места выходят абстрактно-мыслящие ученики.

Эта закономерность проявляется каждый раз, когда отличники из начальной школы сползают к хвосту класса по успеваемости при переходе в среднюю.

Абстрактные учащиеся: вы предпочитаете схемы и письменные объяснения. Вы учитесь по лекциям

и конспектам. Вы хорошо осваиваете теории. Вас можно назвать «книжниками».

Конкретные учащиеся: вам, наоборот, лучше поработать с конкретным материалом и фактическими примерами. В начальных классах вы хорошо понимаете материал, которым можете физически манипулировать. В университетских программах обучения вам необходимы графики, модели, таблицы.

В любом учебном предмете конкретные учащиеся разберутся лучше, если в процессе обучения они могут потрогать, сделать, произвести что-то реальное и наглядное.

Когда при изучении темы «Ориентирование в городе» вас просят объяснить дорогу от школы до ближайшего метро, преподаватель рассчитывает именно на конкретно-мыслящих учеников. Им это поможет привыкнуть к грамматическим структурам и запомнить лексику. Абстрактно-мыслящие участники процесса уже все поняли из теории, и возня с конкретикой кажется им излишней.

Последовательность и произвольность.
Последовательные учащиеся в подходе к новой информации следуют данному извне порядку или правилу организации и обработки, шаг за шагом следуя порядку, представленному в учебнике.

Представьте себе, что вам надо собрать велосипед из деталей. Последовательный учащийся разложит перед собой все элементы велосипеда и инструкцию, а затем приступит к пошаговой сборке велосипеда, не отрывая глаз от инструкции.
Вы будете переходить к каждому новому этапу, только полностью завершив предыдущий. Поэтому, когда перед вами множество разнообразных заданий, вы чувствуете беспомощность, ваше внимание и сила воли рассеиваются.

Произвольные учащиеся отличаются нелинейным, параллельно-целостным подходом к обработке информации.

Они следуют своему внутреннему «чутью». Если попросить произвольного человека собрать велосипед, он начнет прилаживать железки друг к другу, повинуясь своему собственному чутью, и в конце концов соберет его, правда, могут остаться лишние части.

Существует мнение, что произвольные неорганизованны.

Однако это неверно. Они организуют собственный порядок. Информация хранится и связана в их сознании на первый взгляд нелогично, но эффективно.

Труднее всего таким людям приходится, если они попадают к «последовательному» учителю, который настаивает на том, чтобы информация была уложена в голове строго определенным образом. С произвольными учениками такое не проходит.

Все последовательные учащиеся последовательны одинаково, любой непоследовательный — уникален.

Одного взгляда на учебные записи последовательного учащегося достаточно, чтобы убедиться в его стремлении к организованности и аккуратности. Лекция или замечания преподавателя по изучаемой теме — на правой стороне листа, цитаты или сноски из учебника, замечания других учащихся или собственные мысли и идеи— на левой, и т.д.

Произвольный учащийся определяется «от обратного» — начиная с ощущения беспорядка, но в дальнейшем требуется более детальный анализ, потому что всякая непоследовательная, неограниченная или произвольная организация уникальна и непредсказуема.

Поле-зависимость и поле-независимость
Поле-зависимость — неспособность воспринимать и обрабатывать информацию вне контекста. Эта характеристика пересекается с «конкретностью». На начальных этапах обучения проявляется слабо, так как там везде есть контекст и конкретное наполнение обучения, а потом проявляется в том, что
требуются дополнительные усилия, чтобы распространить действие правил или структур, выученных в одном контексте, на другие.

Поле-независимость — способность действовать вне контекста.

Поле-чувствительность и отсутствие поле-чувствительности
Поле-чувствительность это способность и склонность использовать контекст. Отсутствие поле-чувствительности означает,
что вы скорее не будете обращать на него внимания. Синоптики чаще используют контекст, а эктеники — нет.

Аналогичность и однозначность
Аналогические учащиеся воспринимают метафоры и по аналогии с нею другие образы, а однозначные учащиеся воспринимают информацию
 посредством прямых буквальных объяснений.
Чаще синоптические учащиеся являются также аналогическими, а эктенические — однозначными.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Всего насчитывается около 200 разных стратегий, связанных с изучением иностранного языка, в том числе: вопросы, записывание, использование фона, планирование, самоанализ, мнемоника, активация, ассоциация, генерация, имитация, интерпретация, инференция, категоризация, компьютация, концептуализация, репрезентация и другие, которые можно разделить на шесть групп:

  1.  общие когнитивные,
  2.  метакогнитивные,
  3. аффективные,
  4. социальные,
  5. компенсационные,
  6. методы, связанные с памятью.
Выбор личных предпочтений образовательных стратегий тесно связан с индивидуальными когнитивными стилями. Например, интуитивно-чувствительные синоптики более склонны к использованию социальных стратегий — вопросы, взаимодействие с товарищами; интуитивно-мыслительные синоптики склонны выбирать метакогнитивные стратегии — планирование, самоанализ, а также общие когнитивные стратегии — мнемонику, генерацию.

Эктеники в целом более склонны к использованию таких когнитивных стратегий как классификация, мнемоника и тому подобные, синоптики в целом — к активизации, ассоциации, генерации и другим.

Чтобы понять, к какому типу мышления относитесь лично вы, и какие способы обучения вам выбрать, пройдите тест на определение индивидуального когнитивного стиля и прочитайте рекомендации по эффективной организации обучения лично для вас.

Выберите, что вы хотите сделать дальше:

Инглекс EnglishDom

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *