Как учить английский (эктеник)

EnglishDom Инглекс
Как учить английский, если вы «эктеник»?

Привычное деление по типам восприятия на визуалов, аудиалов и кинестетиков уже стало неактуальным. Потому что другие различия гораздо важнее.

 

Гораздо важнее понимать, как вы информацию обрабатываете. От этого будет зависеть, как лично вам рационально организовать изучение иностранного языка. Здесь вы найдете рекомендации о том, как и в какой последовательности вам лучше получать и обрабатывать языковой материал, чтобы получить максимальную отдачу от тех сил и времени, которые вы инвестировали в свое обучение.

 

Не удивляйтесь, если то, что вы прочитаете здесь, не будет на 100% совпадать с модными сейчас методами. Так и должно быть.

Тест для определения вашего личного типа обработки информации — здесь.

Статья о том, как учить английский, если вы «синоптик» — здесь.

 

Итак, вы ученик эктенического типа. Разберемся по пунктам, что с этим делать.

 

Как учить грамматику, если вы «эктеник»?

Общий принцип: объяснение (учитель или справочник) — тренировка без контекста — тренировка в старом контексте — тренировка в новом контексте.

 

Возьмите традиционный учебник или самоучитель, которые дают грамматический материал поэтапно. Подойдет старый добрый Бонк и другие похожие на нее. Грамматические правила должны объясняться подробно или сопровождаться схемами.

Читайте адаптированные тексты. Важно, чтобы информация текста воспринималась на основе уже изученной грамматики. Для вашего стиля обучения важно освоить грамматическую основу языка, и потом использовать это знание для усвоения новой информации.

Старайтесь подбирать такие упражнения на грамматику, в которых нет новых слов, или их присутствие минимально.

Хорошо подойдет известный всем Голицинский, Израилевич-Качалова, Murphy или Round-Up.

Когда вы почувствуете, что достаточно поняли какой-то объем грамматического материала, постарайтесь использовать его в своем собственном творчестве: напишите мини сочинение на тему чтения или аудирования, которое вы делали. Если у вас есть партнер, проведите с ним дискуссию на похожую тему.

Если после изучения грамматического материала вы приступаете к изучению лексической темы, составляйте предложения с новыми словами, и со старой грамматикой, или напишите микро-сочинение на новую лексическую темы с уже изученной грамматикой.

 

Как наращивать словарный запас, если вы эктеник?

Общие принципы: расширение словарного запаса через словообразование —  учим слова в сравнении (антонимы, синонимы) —  закрепление повторением или ассоциацией — применение в контексте.

 

Если вы только приступаете к изучению языка, обращайте больше внимания на способы образования новых слов в языке: корень, приставки, суффиксы, разница в значении словоформ (например глагол — причастие действительное — причастие страдательное)

На более продвинутом уровне составляйте небольшие списки синонимов и антонимов, слов с разными стилевыми оттенками, чтобы Ваш словарный запас пришел в систему. Закрепляйте слова ассоциациями и повторениями.

Экспериментальным путем определите, какие ассоциации лучше работают для вас — образные,

словарные, двигательные, статические или динамические.  Также экспериментально определите самый эффективный способ повторения. Можно повторять про себя, вслух, рисовать на карточках картинки или подписывать перевод, и так далее.

Старайтесь использовать новые слова в реальных проблемных ситуациях, лучше подойдут ситуации выбора, сравнения или противопоставления. Например, для темы «Еда» составьте дифференцированное меню для друзей на вашей вечеринке и объясните почему разные блюда подходят именно этим гостям.

 

Как развивать устную речь, если вы эктеник?

Общие принципы: словарные цепочки (готовые блоки речи) — придумать контекст — составить речь — искать родственные фразы, составлять свой словарь

 

Часто Вашей основной задачей будет ослабить слишком сильный контроль за речью. В этом вам помогут короткие заученные фразы из диалогов или текстов, которые вы читаете. Читайте больше адаптированных книг, находите в них цепочки из 2-3-5 или более слов, которые покажутся вам интересными или полезными, выписывайте, учите эти короткие блоки наизусть и старайтесь использовать их в своей речи.

Можете даже фантазировать и придумывать ситуации, в которых можно их использовать. Когда

такая возможность на самом деле представится, у Вас уже будет готовая автоматизированная речевая единица. Речь станет более плавной, беглой.

Чтобы тренировать такие разговорные блоки, напишите и произнесите короткую речь с ними. Это можно сделать даже если у вас нет слушателя. Если же у вас есть партнер, разыграйте с ним диалог или обменяйтесь речами.

Когда вы будете встречать в других текстах или диалогах фразы-синонимы, антонимы, или фразы с похожей структурой, фиксируйте и заучивайте их, чтобы ваш арсенал был более разнообразным.

 

Как развивать чтение, если вы «эктеник»?

Общие принципы: список слов по теме (из интернета или словаря) — практическая конкретная цель — резюмирование / перефразирование

 

Прежде чем приступить к чтению нового текста, составьте список слов по теме. В интернете можно найти много списков лексики по самым разным темам. В качестве альтернативного варианта, постарайтесь на основании заголовка понять, на какую тему будет текст, и напишите список слов на русском и английском, которые вы ожидаете там увидеть. Посмотрите в словаре перевод слов, которых вы не знаете.

Если текст большой, ознакомьтесь с оглавлением или прочитайте название каждой главы или пункта и следуйте тем же рекомендациям.

Альтернативный вариант работы с текстом небольшого размера может быть такой: посмотрите текст, не пытаясь вникнуть в его суть, а просто найдите в нем незнакомые слова и проверьте их по словарю, занесите их в ваш личный словарь.

Приступая непосредственно к чтению, обязательно ставьте перед собой понятную практическую

цель: например «проверить совпадает ли содержание текста с моим представлением о нем», или «хочу найти объективно новую для меня информацию по этой теме», или «насколько информация в этом тексте соответствует информации в другом, который я читал на эту же тему».

На более продвинутых уровнях обучения, постарайтесь понимать новые слова из контекста и только потом проверяйте по словарю, чтобы подтвердить свою догадку. Старайтесь постепенно избавляться от зависимости от словаря.

Так как чтение это не расшифровка отдельных слов, а понимание высказанной в тексте мысли, старайтесь как можно чаще подводить промежуточные итоги прочитанному, резюмировать прочитанное, перефразировать. Так вы разовьете речевую гибкость, будете свободнее выбирать слова и сосредоточиваться на содержании текста.

 

Как учиться писать, если вы «эктеник»?

Общие принципы: список фраз-помощников — перефразирование — проблемные темы

 

Составьте для себя список излюбленных фраз, оборотов, связок и конструкций, и используйте их в разных текстах, пока не доведете их до автоматизма. Потом беритесь за другие. Постоянно расширяйте свой арсенал.

Экспериментируйте с перефразированием. Попробуйте передать какую-нибудь мысль двумя-тремя-четырьмя разными способами. Имея устойчивые знания о грамматической структуре предложения,

и зная способы словообразования, вы без труда сможете перефразировать предложения и целые куски текста, например просто поменяв глаголы на однокоренные существительные и прилагательные, или наоборот.

Старайтесь выбирать для своих сочинений темы, где нужно что-то сравнить, противопоставить, разрешить конфликт или предложить решение.

 

Как эктенику научиться воспринимать реч на слух.

Общие принципы: список слов по теме (интернет, словарь, чтение) — конкретная четкая цель — опора на текст — свой скрипт

 

Подготовка к аудированию похожа на подготовку к чтению. Перед тем, как слушать, проанализируйте тему предстоящего аудирования, составьте список слов, которые можно будет услышать в записи. Можно прочитать что-то близкое по теме и выбрать слова оттуда. Составьте из них свой монолог и произнесите его вслух. Так вы подготовите себя к восприятию звучащей речи.

Перед первым прослушиванием обязательно определите, с какой целью вы будете слушать запись? Поставьте конкретный вопрос: «подтверждает аудирование или опровергает все, что я недавно прочитал по теме?», «как соотносится информация здесь с тем, что я уже знаю?». Если это диалог — «какие роли играют участники диалога?», «какие у них цели?»

В начале обучения аудированию слушайте запись с опорой на текст — одновременно читайте распечатку текста аудиозаписи. Так вы научитесь «видеть и слышать речь». Модные сейчас методики говорят, что слушать надо без опоры на текст, но это не всегда правда, а большинство современных учебников и подкастов в интернете предоставляют такую возможность.

Если прогресс в аудировании не наступает так быстро, как вам хочется, тренируйтесь следующим образом: попробуйте сами составить «скрипт», то есть записать содержание аудиозаписи слово в слово, а потом проверить себя по распечатке. Для этого придется прослушать запись по частям много раз, но результат стоит затраченных усилий. Со временем вы сможете сократить себе задачу, записывая только незнакомые или непонятные слова.

 

Инглекс EnglishDom

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *